1919
основатель и первый директор баухауса вальтер гропиус открывает школу в веймаре.
1923
первая выставка баухауса в веймаре.
1925
1 апреля школа баухаус переезжает в дессау.
1928
архитектор ханнес мейер сменяет гропиуса на посту директора баухауса.
1930
мейера отстраняют от должности директора и он уезжает с экспедицией в ссср. его место занимает людвиг мис ван дер роэ.
1933
закрытие баухауса.
ВАЛЬТЕР ГРОПИУС — ОСНОВАТЕЛЬ И ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР БАУХАУСА
принципы школы и стиля bauhaus распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме. любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения дизайна.
как баухаус повлиял на мир вокруг?
“Давайте вместе построим здание будущего, в котором все сольется в едином образе — архитектура, скульптура и живопись”.
На курсе основ студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы пред­от­вратить копирование и стилистические заимствования.
методика нового образца
Гропиус считал, что постигать азы искусства и ремесла необходимо неразрывно друг от друга, поэтому все студенты работали руками. Никакого академизма — только практика.
Эта новая архитектура отказалась от декоративных элементов, но активно изучала потенциал психофизического воздействия различных форм, материалов и колористических решений на чело­века. Художники и архитекторы Баухауса надеялись на грандиозную соци­альную реформу и верили, что новое искусство поможет воспитать новую личность и построить счастливое будущее для всего человечества.
За цвет в Баухаусе отвечало несколько человек, но одним из главных идеологов был Иоганнес Иттен. Первые несколько лет существования школы он преподавал ученикам теорию цвета и основы дизайна, а в 1961 году вышла его теперь уже классическая книга “Искусство цвета”. Краски, ассоциирующиеся с баухаусом, — это красный, желтый, синий, черный и белый.
Мастерскую живописи и фрески возглавил Василий Кандинский, витражной живописи — Пауль Клее, обработки металла — венгерский художник и теоре­тик искусства Ласло Мохой-Надь.
Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухау­са!».
Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невозможно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями.
Новый тип студента-художника
Чем-то движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо­да­вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций); чем-то — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.
Несмотря на то, что переезд в Дессау был неожиданным и поспешным, этот новый этап в жизни школы оказался поворотным. Именно в Дессау, например, окончательно решили, что написание слова bauhaus должно быть именно таким – с маленькой буквы. Там же были построены кварталы доступного жилья и знаменитые дома Мастеров Баухауса – каждый из них был воплощением этого стиля, функционального и лишенного всяких украшательств.
дессау
В 1925 году школа из-за проблем с финансированием переезжает из Веймара в Дессау. Ее основатель Вальтер Гропиус проектирует новое здание, ставшее впоследствии символом Баухауса. Простое, прямолинейное и при этом продуманное до мелочей строение вместило общежитие, учебные классы, ремесленные мастерские и столовую. Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку.
Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.
гропиус
Помимо того, что Баухаус провозгласил архитектуру, живопись и скульптуру единым целым, он также сыграл большую роль в определении понятия “доступное жилье”. Отличным примером стал спроектированный Вальтером Гропиусом жилой квартал в Дессау — Dessau-Törten. Он состоит из трехсот четырнадцати белых домов площадью от 57 до 75 м² с собственными садиками для выращивания овощей и фруктов. Все постройки, разумеется, лишены декора.
После того, как первый директор покинул Школу, он продолжил заниматься архитектурой в Берлине, а затем в Лондоне. В 1937 году Гроппиус переезжает в США и уже к 1938 году возглавляет там архитектурный факультет Школы дизайна в Гарварде. Его первым архитектурным проектом в Штатах стал собственный дом в городе Линкольн, Массачусетс. Конструкция дома сочетает в себе незабвенные принципы Баухауса и элементы американского модернизма. Весь интерьер составлен из предметов мебели, созданных учениками Баухауса и его преподавателями, например, Марселем Брёером.
Людвиг Мис ван дер Роэ
«Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает простран­ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века:
Тель-Авив 1930-х годов оказался идеальным местом для архитектуры «с чи­стого листа». В 1909 году будущий город был всего лишь небольшой садовой окраиной Яффы. Застройка шла хаотично, архитектурный облик складывался под влиянием отчасти европейской эклектики , отчасти местных традиций. Все изменилось в годы Пятой алии , когда после прихода к власти нацистов в Германии в Палестину переехали около 250 тысяч евреев.
Эффектное сочетание разновеликих объемов, ослепительно белая штукатурка, игра кон­трастных теней — в масштабе нескольких кварталов новая архитектура произ­во­дила сильное впечатление. Некоторые дома представляли собой вытянутые корпуса, другие, наоборот, были решены более компактно.
Функциональное планирование означало проектирование «изнутри наружу»: в первую очередь архитектор должен был продумать внутреннее пространство, удобное размещение жилых, общественных и хозяйственных зон.
дома изнутри
ученики
Сервиз Марианны Брандт - предмет искусства, а не дизайна. Это один из множества прототипов этого времени, который мог быть доработан и запущен в серию, но этого в 1920-е годы не случилось. И любопытно, что многие разработки студентов и преподавателей Баухаус в истории получили формальный статус "икон дизайна", фактически, не будучи запущенными в серийное промышленное производство.
Несмотря на то, что школа “пала” под натиском нацисткой Германии, эти ученики в дальнейшем смогли стать учителями и продолжили нести революционные идеи школы в массы.
Здания возведенные по его проектам, мебель изготовленная по его чертежам. Большая плеяда дизайнеров и архитекторов вдохновленная его стилем. Великий модернист, основоположник промышленного проектирования, один из самых знаменитых дизайнеров и архитекторов, вот кем нам запомнился Марсель Брейер.
Великий дизайнер и архитектор Марсель Брейер много времени посвящает изучению свойств железобетона. Из этого, казалось бы, грубого и тяжеловесного материала, он создает уникальные легкие почти ажурные сооружения.
Личные работы Герберта Байера в настоящее украшают ведущие государственные и частные коллекции, а также включены в престижные списки и каталоги произведений современного искусства.
Все творения Герберта Байера, вне зависимости от того к какому направлению в искусстве они относятся, связывает отображение потребностей индустриального века и олицетворение настроения авангарда того периода.
Школа bauhaus сформировала представление об архитектуре и дизайне в XX веке. Стиль школы внёс огромный вклад в современный дизайн. Даже больше чем может показаться на первый взгляд. Но чем больше вы будете изучать стиль bauhaus, тем быстрее вы поймёте bauhaus = современная архитектура.
сайт разработан в учебных целях
все тексты взяты из открытых интернет-источников
Made on
Tilda